Вариометр FLYMASTER GPS: тест-драйв
Зачем я тестировал прибор
Мой опыт полетов на параплане только что превысил один год. За это время я прошел курс обучения на лебедке, потренировался самостоятельно и съездил на свои первые сборы в горах. На этом этапе был вполне доволен простейшим вариометром. Теперь настало время переходить к маршрутным полетам. Встал вопрос покупки прибора более высокого уровня — с функциями GPS, памятью точек, выгрузкой файлов трека на компьютер и т. д. Почитав описания в Интернете и поговорив с опытными пилотами, заинтересовался вариометром фирмы FLYMASTER Avionics, модель GPS. Конечно, перед покупкой сложного прибора хочется попробовать его в деле, провести тест-драйв. Спасибо друзьям по петербургскому парапланерному клубу «СпортАвиаСервис»: они любезно предоставили мне прибор на выходные, и я постарался максимально изучить его функции за два полетных дня. Тест проходил на парадроме Углово под Санкт-Петербургом и дома — у компьютера.
Подготовка к старту. Первые впечатления
Взял в руку — ощущаю вещь. Корпус вариометра добротный, из качественного пластика. Надпись на обратной стороне «Made in Portugal» добавляет уверенности в качестве сборки. Четыре клавиши управления выпуклые и разнесены далеко друг от друга. Поэтому управлять вариометром можно безошибочно, даже не глядя на прибор.
Хозяйка прибора провела двухминутный инструктаж, и я тут же «подружился» с вариометром. Включается FLYMASTER GPS последовательным нажатием двух кнопок. Это защищает от случайного включения и разряда аккумулятора. Начало полета определяется автоматически, и сразу начинается запись трека. Заводская настройка определения старта стоит на значении скорости 5 км/ч, но через меню этот параметр можно изменить. Крепление на ноге стандартное — защитный чехол с лентой-«липучкой». Естественно, есть страховочный шнур. Маленький недочет конструкции: при креплении на ногу страховочный шнур не достает до пояса. Поэтому если вы летаете не в комбинезоне, а в брюках, то страховочный шнур придется удлинять самостоятельно.
В полете
Главное достоинство при старте: включил и забыл. При затяжке прибор четко определил момент старта, бодро сопровождал затяжку своим писком. После отцепки появилось время оценить удобство и количество информации на экране. Дисплей контрастный, на солнце изображение не блекнет.
Понравилась функция «Индикатор преподъема» (Buzzer). Она выдает сигнал при подходе к потоку, что помогло точнее определить место, где скоро начался нормальный подъем.
Конечно, все достоинства GPS-навигации при полете над полем протестировать не удалось. Тем не менее оценил многие полезные функции.
Так как летал над полем, маршрутные точки в памяти отсутствовали. Но точку старта прибор запоминает автоматически как первый пункт маршрута. И стрелочка всегда услужливо подсказывает, в каком направлении находится старт. Еще пара удобных опций, которые успел оценить — это индикация текущего аэродинамического качества (GlideRatio) и его необходимого значения, чтобы долететь до заданной точки. В тесте над полем это помогло оценить минимальную высоту, с которой при отсутствии термика надо возвращаться «на базу».
Настройка от компьютера
После летного дня захотелось посмотреть итоги и подробнее изучить взаимодействие вариометра FLYMASTER GPS с компьютером. Разъем для подключения к компьютеру стандартный — mini-USB, закрыт резиновой заглушкой для защиты от пыли. Через этот разъем вариометр и заряжается. Это удобно для выездов на сборы: вместо сетевой зарядки достаточно возить USB-провод и заряжать вариометр от любого компьютера. Еще одна приятная мелочь: когда вариометр подключен к компьютеру, на дисплее прибора пишется время, оставшееся до полной зарядки.
Первое, но не последнее положительное впечатление: на сайте производителя есть инструкция на прибор, в том числе на русском языке. Навигация по сайту интуитивно понятна, а главное — все программное обеспечение бесплатное. В два клика нашел, где лежит ПО для выгрузки треков и обновления прошивок. В соседней вкладке находится и дистрибутив программы FlyMaster Designer. Эта программа позволяет менять настройки экрана вариометра и даже сделать себе несколько экранов, которые можно переключать в полете с помощью кнопки Enter. Максимальное число экранов — 16. На сайте в разделе «Загрузки» есть дизайн экрана «по умолчанию», так что всегда можно вернуть вид прибора к исходному состоянию. Но в том-то и прелесть этого прибора, что с помощью программы каждый легко может настроить экран под себя и сохранить в приборе до 16 «страниц» для отображения. Этого хватит с запасом на несколько вариантов полетов (лебедка, горы, маршруты...) или даже на несколько пользователей.
Вывод
Для пилота, готового к развитию своих навыков полетов на параплане, вариометр FLYMASTER GPS станет хорошим помощником на несколько лет вперед. По мере роста опыта можно использовать более «продвинутые» функции прибора, выводить на экран дополнительные параметры полета.
Алексей Доррер
- Комментарии